Выпуск – 26 апреля 2006

Обновление графического интерфейса – 7 апреля 2015

ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

Ни для кого не секрет, что многовековое поэтическое наследие великих мастеров слова государства российского настолько велико, что и всей жизни не хватит для того, чтобы детально его изучить. Но такой непосильной для одного человека задачи никто и не ставит, и тем более никто никого не обязывает, и не заставляет этим заниматься. Но приобщиться к миру поэзии – дело чрезвычайно важное для любого человека, имеющего желание причислить себя к кругу культурных, образованных людей, вне зависимости от того, каким именно родом деятельности он занимается. И даже не столько ради "причислить", как ради того, чтобы напитать себя благотворными соками высоко эстетичной, глубоко нравственной духовности, которая в критические жизненные моменты всегда поможет справиться со многими неблагоприятными обстоятельствами, и даже недугами.
В основном, как подсказывает личный жизненный опыт, поэтический вкус, как и любой другой, прививается в родительском доме. Именно исходная среда обитания формирует и предопределяет все наши будущие увлечения, занятия и пристрастия. Дальнейшая корректировка с годами, безусловно, происходит, но не столь значительная и существенная.
Мне, как и любому увлекающемуся поэзией человеку, в определённой мере близки и понятны традиции русской поэзии. И как многие, я с трепетом отношусь к творчеству не только столпов, но и всех тех, чьё сердце и ум исполнены веры и преданности Музе, кто глубоко индивидуален в творческих поисках  новых поэтических форм работы со словом, кто способен не только использовать выверенный веками литературный инструментарий, но и сам готов создавать новые его элементы, и тем самым обогащать сокровищницу поэтического мастерства.
Не знаю, как другие, но к одному и тому же поэту я возвращаюсь неоднократно, правда, с приличным разрывом во времени. Это может быть год, два, три, и более. Кого-то читаю крайне редко, а к творчеству отдельных поэтов, наоборот, возвращаюсь очень часто. Иногда это бывает необходимой потребностью, порой случайностью, или просто чьим советом. Но каковым бы не было побуждение, всякое последующее обращение к поэту привносит нечто новое в понимание его произведений, открывает неожиданные грани его человеческой сущности.
С творчеством  Игоря Северянина (Игоря Васильевича ЛОТАРЕВА) я познакомилась очень давно. На днях мне вновь захотелось почитать что-нибудь из поэзии серебряного века. Зашла на сайт http://www.litera.ru/stixiya/, и выбор необъяснимым образом пал именно на этого автора. С интересом прочла несколько статей, посвящённых его творчеству, а также подборку стихов – http://www.litera.ru/stixiya/authors/severyanin/all.html, выложенных здесь же. Вот о некоторых поэтических произведениях (ниже приведены семь стихотворений поэта) мне и хотелось бы сказать несколько слов. Со всеми произведениями Игоря Северянина, как и с его биографией (если кто плохо себе её представляет) каждый может ознакомиться самостоятельно.
Хочу сразу оговориться. У меня нет ни малейшего желания анализировать творчество поэта. Единственным побудительным фактором к написанию этого эссе было желание понять, насколько содержание поэтических произведений, а также форма их подачи интересны мне именно сегодня, насколько актуальными для меня являются мысли и чувства, волновавшие поэта в своё время. Мне искренне хотелось постичь тайну настроений тех мгновений, когда создавались те или иные строки, понять ощущения автора, его боль или радость. Вот об этом и будет идти речь.

Актуальность ссылок – 24 апреля 2006.

МАЛЕНЬКАЯ ЭЛЕГИЯ
http://www.litera.ru/stixiya/authors/severyanin/all.html

Она на пальчиках привстала
И подарила губы мне.
Я целовал ее устало
В сырой осенней тишине.
И слезы капали беззвучно
В сырой осенней тишине.
Гас скучный день и было скучно,
Как всё, что только не во сне.

1909

Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко.
Минск, Москва: Полифакт, 1995.

ЛЕСНОЙ НАБРОСОК
http://www.litera.ru/stixiya/authors/severyanin/all.html

Леса сосновые. Дорога палевая.
Сижу я в ельнике, костер распаливая.
Сижу до вечера, дрова обтесывая...
Шуршит зеленая листва березовая...
Пчела сердитая над муравейниками,
Над мухоморами и над репейниками
Жужжит и кружится, злом обессиленная..
Деревья хвойные. Дорога глиняная.

Июнь 1911
Игорь Северянин. Стихотворения.
Библиотека поэта. Малая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1975.

В "МАЛЕНЬКОЙ ЭЛЕГИИ" меня тронула лаконичная, изящно выстроенная передача грусти и сожаления по поводу опутывающей реальности, которая ничего более, кроме ощущения дискомфорта, не в состоянии подарить утончённой душе поэта. "Я целовал её устало...", "... и было скучно,/ Как всё, что только не во сне" – и этим всё сказано. Как это понятно!
Стихотворение "ЛЕСНОЙ НАБРОСОК" удивило скрытой игрой. Мне услышалось, что именно автор, а не пчела, зол и сердит на весь мир здесь и сейчас. Именно автору наскучили мухоморы, бесчисленные репейники, которые никак невозможно исключить из поля зрения, поскольку заполонили собой всё окружающее пространство. Хотя могу предположить, что за этим, казалось бы, безобидным, и в то же время ярко выраженным раздражением стоят более глубокие переживания поэта, справиться с которыми в настоящий момент ему не удаётся. Здесь явно прослеживается аллегория. Очень настроенческие, эмоциональные стихи. Мне исключительно понравились.

ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ
http://www.litera.ru/stixiya/authors/severyanin/all.html
 

Чем эти самые живут,
Что вот на паре ног проходят?
Пьют и едят, едят и пьют -
И в этом жизни смысл находят...
Надуть, нажиться, обокрасть,
Растлить, унизить, сделать больно...
Какая ж им иная страсть?
Ведь им и этого довольно!
И эти-то, на паре ног,
Так называемые люди
"Живут себе"... И имя Блок
Для них, погрязших в мерзком блуде,-
Бессмысленный, нелепый слог...
 

1923
Игорь Северянин. Стихотворения.
Библиотека поэта. Малая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1975.

ПОЭЗА СТРАННОСТЕЙ ЖИЗНИ
http://www.litera.ru/stixiya/authors/severyanin/all.html

Встречаются, чтоб разлучаться...
Влюбляются, чтобы разлюбить...
Мне хочется расхохотаться,
И разрыдаться – и не жить!
Клянутся, чтоб нарушить клятвы...
Мечтают, чтоб клянуть мечты...
О, скорбь тому, кому понятны
Все наслаждения тщетны!..
В деревне хочется столицы...
В столице хочется глуши...
И всюду человечьи лица
Без человеческой души...
Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота...
Как часто низость благородна
И злы невинные уста.
Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?!

Февраль 1916
Игорь Северянин. Стихотворения.
Библиотека поэта. Малая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1975.

После прочтения этих стихов мне стало грустно от мысли, что и в наши дни довольно часто можно столкнуться с подобными людьми, явлениями. До боли знакомые чувства, ощущения. Да, конечно, можно только посмеяться над тем, что преподносит порою жизнь, но в итоге вдруг обнаруживаешь, что сильнее и счастливее после этого ты не становишься. И понимать это больно. Увы!

В ОСЕНОКОШЕННОМ ИЮЛЕ
http://www.litera.ru/stixiya/authors/severyanin/all.html

Июль блестяще осенокошен.
Ах, он уходит! Держи! Держи!
Лежу на шелке зеленом пашен,
Вокруг – блондинки, косички ржи.
О небо, небо! Твой путь воздушен!
О поле, поле! Ты – грезы верфь!
Я онебесен! Я онездешен!
И бог мне равен, и равен червь!

Июль 1911

Серебряный век. Петербургская поэзия
конца XIX-начала XX в.
Ленинград: Лениздат, 1991.

ПОЭЗА 'VILLA MON REPOS'
http://www.litera.ru/stixiya/authors/severyanin/all.html

Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу.
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным.

1921, Ревель
С.Бавин, И.Семибратова. Судьбы поэтов серебряного века.
Русская государственная библиотека.
Москва: Книжная палата 1993.

Изумительное по настроению и исполнению стихотворение – "В ОСЕНОКОШЕННОМ ИЮЛЕ ". Ну как не улыбнуться, как не просветлеть ликом после прочтения изумительных восклицаний – "Я онебесен! Я онездешен!"?! Столько восторга, столько искрящейся и неподдельной радости!.. А что собственно мешает нам ощущать себя счастливыми в каждую минуту нашего существования? Мир настолько богат и разнообразен в своих проявлениях, что не откликнуться на них просто невозможно. И тем более, поэту. Всего восемь строк!.. Но каково поэтическое зрение!.. И какая блестящая поэтическая передача состояний природы и человека!.. И главное, запечатлено НА ВЕКА!

СПУСТЯ ПЯТЬ ЛЕТ
http://www.litera.ru/stixiya/authors/severyanin/all.html

Тебе, Евгения, мне счастье давшая,
Несу горячее свое раскаянье...
Прими, любившая, прими, страдавшая,
Пойми тоску мою, пойми отчаянье.
Вся жизнь изломана, вся жизнь истерзана.
В ошибке юности – проклятье вечное...
Мечта иссушена, крыло подрезано,
Я не сберег тебя,– и жизнь – увечная...
Прости скорбящего, прости зовущего,
Быть может – слабого, быть может – гения.
Не надо прошлого: в нем нет грядущего,–
В грядущем – прошлое... Прости, Евгения!

1910
Игорь Северянин. Сочинения в 5-ти т.
Санкт-Петербург: LOGOS, 1995.

Многие знакомые нередко упрекают меня в излишней эмоциональности, относя последнее качество к человеческим порокам. Меня это крайне удивляет. Я полагаю, когда люди скрывают свои эмоции (в силу воспитания, или каких-то иных причин), они очень напрягают в этот момент свое сознание, поскольку контроль над своим состоянием – это всегда усилие и напряжение.
К чему это я? А вы прочтите "СПУСТЯ ПЯТЬ ЛЕТ", и попытайтесь ответить на один вопрос: А возможны такие стихи в отсутствии эмоций? Да никогда, – скажу вам я. Глубоко личные, глубоко откровенные, да... Но какое глубокое при этом проникновение в суть излагаемого предмета... И опять же, какая неподдельность чувств. Так есть ли смысл сдерживать себя? И почему к сильным, взрывного характера эмоциональным проявлениям нам привито брезгливое отношение, и  подобные проявления ассоциируются с разного рода некультурными человеческими проявлениями в обыденной среде? А других ассоциаций нет?! Или всё так плохо и безнадёжно в нашем королевстве?!

Таково на данный момент моё восприятие прочитанного. Если вы ощущаете нечто иное – это неудивительно. Мы все разные. Но здесь имеет значение не то, насколько отличаются восприятия одних и тех же произведений разными людьми, а принципиально важно то, что стихи способны вызывать в нас бесконечную гамму чувств, способны будоражить сознание, и что не менее ценно – выводят нас на философские размышления, заставляют думать. Всё это свидетельствует о том, что поэзия, как жанр литературы, является востребованной областью знаний. А что может быть выше и значимей этого?!

25 апреля 2006

А.ГОЛЬ

 

 

НА  ГЛАВНУЮ

Copyrigt  2006-2016  http://invitation.ru/iseveryanin.html

КОНТАКТЫ

Все права защищены. При любом использовании материалов ПРОЕКТА гиперссылка на соответствующую Webстраницу обязательна.